Теории лидерства в американской психологии.

Что такое лидер и лидерство » Теории лидерства в американской психологии.

Страница 1

Понятие лидерства и различные его концепции возникли в западной

науке изначально на базе эмпирических исследований именно малых

групп. Однако и трактовка явления лидерства, и понимание его причин и

механизмов проделали значительную эволюцию.

Но до сих пор ни в социальной психологии, рассматривающей

преимущественно малые группы, ни в политической психологии, которая

под лидером поймает политического деятеля и поэтому анализизует

проблемы на уровне больших социальных групп, однозначного понимания

этого феномена нет. Каждый исследователь, давая свое определение,

выделяет лишь тот или иной его аспект. Проанализировав различные

подходы, Американский психолог Р. Стогдилл выявил, что практически во

всех случаях лидерство рассматривается либо как фокус групповых

процессов, либо как искусство вызывать согласие, либо с точки зрения

ролевой дифференциации в позициях власти. Наиболее распространенные и

общепризнанные теории - это теории личностных черт, ситуативные,

ситуативно-личностные.

Теория черт (и ее разновидности) возникли под влиянием

исследований английского психолога и антрополога Ф. Гальтона,

пытавшегося еще на заре века объяснить лидерство на основе

наследственности. В рамках этого направления были предприняты

исследования царских династий различных наций, анализ браков между

правителями и т.д. Основной идеей такого подхода было убеждение в

том, что если лидер обладает качествами (передающимися по

наследству), отличающими- его от его последователей, то эти качества

можно выделить. Однако составить перечень таких черт тогда не

удалось.

Только в 1940 г. американский психолог К. Бэрд составил список из

79 черт, упоминаемых различными исследователями как "лидерские".

Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора,

энтузиазм, уверенность, дружелюбие и т.д. Но ни одна из них не

занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были упомянуты

лишь однажды, 16-20 - дважды, 4-5 - трижды и лишь 5%о черт были

названы четыре раза. Такой разброс мнений американский психолог Ю.

Дженнингс объяснял субъективизмом этих теорий, они, по его мнению, в

большей мере отражали черты самих исследователей, чем черты лидера.

Независимо от отношения к этой теории и ее научной ценности люди

продолжают считать, что политический лидер, в частности президент,

должен обладать некоторыми основными чертами. И от соответствия

конкретного политика этому представлению зависит степень его

поддержки массами. В американской политической культуре к подобным

чертам относятся в первую очередь честность, другие моральные

качества и способность вызывать доверие масс. По мнению многих

американских исследователей, именно обладание этими качествами

обеспечило популярность президенту Д. Эйзенхауэру. (За исключением

периода экономического спада с 1958 по 1959 г. его рейтинг никогда не

был ниже 60%). Во время предвыборной кампании 1952 г. оценка

Эйзенхауэра населением США скорее определялась отношением к нему как

к герою войны, обладающему рядом качеств, представлявшихся

американцам необходимыми.

На смену теории черт пришли ситуативные теории лидерства, в

соответствии с которыми появление лидера есть результат места,

времени и обстоятельств. То есть в различных конкретных ситуациях

групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые

превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но

поскольку именно это качество и оказывается необходимым в этой

ситуации, человек, обладающий им, становится лидером. В этом смысле

интересно высказывание американского исследователя Дж. Шнейдера о

том, что число военных лидеров Англии пропорционально числу

конфликтов, в которые страна была вовлечена; это, по его мнению,

говорит в пользу влияния на выдвижение лидера ситуативных факторов, в

частности, социальной или политической ситуации в стране в тот или

иной период. Ситуационная теория лидерства подчеркивает

относительность черт. присущих лидеру, и предполагает, что

качественно разные обстоятельства могут потребовать качественно

разных лидеров.

Для того чтобы снять возможные возражения, будто теория

рассматривает личность лидера как марионетку, американский ученый Э.

Хартли предложил модификацию этой теории. Он предположил, что,

во-первых, если человек становится лидером в одной ситуации, не

исключено, что он им станет и в другой; во-вторых, в результате

стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются

группой как "лидеры вообще"; в-третьих, став лидером в определенной

ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует его

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Общее понятие о психике
Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а ...

Как преодолеть неуверенность
Для начала будьте с собой откровенны. Любите ли вы себя? Едва ли. Ведь неуверенность - яркое тому доказательство. Подумайте, почему так случилось. Может быть, вы предъявляете к себе слишком высокие требования? Или до сих пор не нашл ...

Каждый ребенок готов к обучению
"В настоящее время уже значительно распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровьюдетей" Действительно, о неудовлетворительном состоянии здоровья детей мы говорим не первое десятилетие. Это ситуация н ...