Эмоции и эмоциональность

Экспериментальная психология » Эмоции и эмоциональность

Эмоции—особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождают- ся эмоциональными переживаниями.

«Эмоции,—'писал А, Н. Леонтьев,—выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами, ., не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта.

Эмоции—одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Н. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условии для удовлетворения актуальных для них потребностей

Эмоциональность характеризуется чувствительностью к эмоциогенньш ситуациям. В принципе она может быть слабой или сильной, но об эмоциональности обычно говорят, имея в виду людей с более сильными и более частыми эмоциональными реакциями, чем это в среднем свойственно человеку. Эмоциональность употребляется как синоним гиперэмоциональиости.

Великие авторы прошлого, еще до научного исследования этого вопроса, пытались выявить на основе наблюдений главные черты человеческой личности и, как правило, считали одной из таких черт эмоциональность.

Уже Гиппократ особо выделял холерический темперамент среди четырех основных темпераментов. В новое время Рибо (1895) отличал сензитивных от активных и апатичных. Малапер ( 1897) считал эмоциональных особым типом категории чувствительности, к которой он относил также апатичных, сензитивных и страстных. Дельма и Болл (1922) рассматривали эмоциональность как один из пяти основных факторов личности. Бюрлу (1942) отличал возбудимый тип от флегматичного и депрессивного.

Однако, как я уже говорил, лишь Хейманс и Вирсма (1908 и 1909) в работе, основанной на большом анкетном материале, выделили три главных фактора личности: эмоциональность, активность и реактивность. Определение эмоциональности дается в 9-ом пункте их вопросника: «Эмоционален (принимает ли пустяки близко к сердцу; восторгается или плачет по незначительному поводу) или неэмоционален (менее чувствителен, чем другие; хладно- кровен») ?

Гоше и Ламбер (1959) проанализировали вопросник Г. Бер- же, составленный на основе исследования Хейманса и Вирсмы. Основываясь на матрице интеркорреляций для 9 вопросов, касающихся эмоциональности, они нашли лишь один общий фактор; наиболее насыщенным этим фактором был первый вопрос.

Однако работа Гоше и Ламбера показала также, что три основных свойства: эмоциональность, активность и вторичность, выявленные вопросником Г. Берже, не являются независимыми. Эмоциональность и вторичность независимы, однако между эмоциональностью и активностью существует отрицательная связь. Однако эти результаты были .получены при применении достаточно неопределенного вопросника, в которое вопросы в значительной мере перекрывали друг друга и в котором были недостаточно дифференцированы понятия эффективности и эмо- циональности.

Похожие статьи:

Роберт Селман: социальное познание
Социальное познание — это способность к пониманию социальных отношений. Это умение понимать других людей, их эмоции, мысли, намерения, поведение в обществе и общие точки зрения. Все человеческие отношения основаны на социальном познании. ...

Ведущая деятельность, ее значение в психическом развитии ребенка.
Эту проблему исследовали Выготский и Леонтьев: «Психика формируется в процессе деятельности, на каждом этапе есть свой определенный тип деятельности». Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и об ...

Становление самосознания в ранней юности как источник формирования я-концепции
“ Периодом возникновения сознательного “”я”, - пишет И.С.Кон , - “как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст ” [32; 145] Развитие самосознание - центральный психический ...