Приобретенная эмоциональность

Экспериментальная психология » Приобретенная эмоциональность

Страница 1

Возбуждение, усиливающееся в трудных ситуациях, может зависеть от одного или нескольких предшествующих переживаний, которые в той или иной мере способствуют повышению восприимчивости субъекта.

Эти переживания, разумеется, легче возникают у субъектов с эмоциональной конституцией, однако это условие, по-видимо- му, не является необходимым.

Безотносительно к собственно эмоциональной конституции было доказано, что недостаточно хорошее здоровье приводит к усилению эмоциональных реакций. Так, Стрэттон (1929), сопоставив медицинские .карты 1000 студентов и их ответы на вопросник о частоте страха и гнева, сделал следующие выводы.

1. Лица, которые перенесли когда-либо тяжелое заболевание, сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев (а так- же страх), чем те, которые всегда обладали хорошим здоровьем.

2. Среди больных лица, имевшие несколько заболеваний, сильнее реагируют на ситуации, которые могут вызвать страх (а также гнев).

3. Большое значение имеет возраст, в котором индивиды перенесли болезнь. Страх связан преимущественно с заболева- ниями, перенесенными от 11 до 15 лет, а гнев — с заболеваниями в младшем возрасте, то есть до 6 лет. Очевидно, возникает вопрос, можно ли объяснить эти результаты лишь перенесенными заболеваниями? Ведь лица, которые чаще болели, имеют слабое здоровье, а это, возможно, способствует эмоциональности. Однако болезнь как психологическое переживание может, несомненно, оказывать свое специфическое воздействие.

Некоторые эмоциональные реакции носят условный характер. Если образование условных связей оказывает длительное влияние, можно сказать, что оно является источником эмоциональности.

Холл и Уайтмен (1951) провели следующий эксперимент на двух группах крыс, выращенных в одинаковых условиях. Однако крысы экспериментальной группы в течение первой недели своего существования подвергались воздействию очень громкого и резкого звука. В период зрелости обе группы были обследованы по тесту Холла (количество дней, после которых прекра- щается мочеиспускание и дефекация в эмоциогенных ситуациях). Авторы установили, что экспериментальная группа проявляла эмоциональные реакции в течение более длительного времени по сравнению с контрольной.

Лидделлу (1956) удалось выработать у барана (и козы) состояния эмоциональности, которые автор рассматривает как длительные экспериментальные неврозы. К ноге барана прикреплялись электроды. За 10 сек до удара электрического тока подавался предупредительный сигнал. Если эту последовательность сигнал — удар повторять каждые 5 мин, то спустя некоторое время спокойное состояние животного в промежутке между сигналами сменяется возбуждением, частота пульса и дыхания становятся нерегулярными, и оно бурно реагирует на каждый электрический удар. Самое примечательное состоит в том, что животное проявляет тревожность и вне лаборатории; днем и ночью, на пастбище и в стойле. Оно убегает при приближении к нему, не спит ночью, оставаясь бдительным, при малейшем шуме у него учащается пульс. Эти эффекты являются весьма длительными. Лидделл констатировал их проявление спустя несколько лет после эксперимента. Интересно, что если электрические удары не предваряются сигналами, то эти феномены не развиваются.

Подобные факты, представляющие трудность при их экспериментальном изучении, проявляются также и у человека. В ходе последних мировых войн приходилось отправлять в тыл солдат, подвергшихся сильным и неоднократным бомбардировкам1, так как при слабом шуме у них наступало шоковое состояние.

Эмоциональные потрясения имеют более или менее генерализованный эффект, а эмоциональность может носить избирательный характер. Фобии — это избирательные формы страха (клаустрофобия, нозофобия, эритрофобия и т. д.), которые чаще всего являются последствиями эмоциональных шоков (Lacroze, 1937). Комплекс, по Юнгу, соответствует системе чувств и установок, недостаточно сынтегрированных в личности. Как правило, он порождается конфликтом и проявляется в бурных реакциях, часто амбивалентных по отношению к некоторым ситуациям или стимуляциям. Классическим примером такого комплекса является комплекс неполноценности Адлера. Источником весьма многочисленных эмоциональных реакций является тревожность пли чувство неизбежной и неопределенной опасности в сочетании с неуверенностью в себе. Тревожные субъекты, каково бы ни было происхождение их тревоги, являются эмоциональными. Так, Мальмо (1950) показал, что у них в условиях болевой ситуации (тепловой стимул, приложенный ко лбу) наблюдается усиление тремора конечностей н головы, напряжения мышц шеи, нерегулярности дыхания по сравнению с испытуемыми контрольной группы в той же ситуации.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Как происходит социализация
Социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нет ...

Заключение.
Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим жела ...

Основные этапы овладения знаниями, умениями и навыками. Виды обучения.
Поскольку обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей, необходимо обратиться к раскрытию этих понятий. Знание в педагогике можно определить как п ...