Психологические теории эмоций

Эмоции в жизни человека » Психологические теории эмоций

Страница 1

Всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

Теория эмоции как организмического возбуждения.

Психологи в течении длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В XVIII – XIX вв. учёные не имели единой точки зрения. Однако самой распространённой была теория, что органические проявления есть следствие психических явлений. Наиболее строгую формулировку этой теории дал немецкий психолог И.Д.Гербарт (1776 – 1841), считавший, что важнейшим психологическим фактором является представление, образ. Наши чувства как бы проявляют связь, которая устанавливается между нашими представлениями. Между нашими представлениями складываются отношения противоборства и конфликта. Причём каждое из представлений стремится «победить» все остальные. При этом возникающие чувства рассматривающие чувства рассматриваются Гербартом как реакция на противоречия, имеющиеся между представлениями. Так, образ умершего хорошо знакомого человека, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это эмоциональное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает соответствующие физиологические реакции: слёзы, бледность и другие органические изменения, присущие проявлению скорби.

Этой же линии придерживался и другой известный психолог В.Вундт (1832 – 1920). По его мнению, эмоции – это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, обратным влиянием – представлений на чувства. Органические и физиологические процессы – это лишь следствие эмоций (3, стр.9).

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина (1809 – 1882). В 1872 он опубликовал книгу «О выражении эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности организма и эмоций. Многие закономерности, установленные великим учёным, до сих пор сохраняют свою актуальность. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях существует много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной.

Дарвин считал, что большая часть эмоциональных реакций объясняется двумя типами явлений: либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага, а страх даёт дополнительные ресурсы при бегстве), либо просто тем, что они являются не исчезнувшими ещё движениями, оставшимися от предыдущей стадии эволюции (рудиментами). Так, если при страхе руки становятся влажными, то это значит, что некогда у наших обезъяноподобных предков такая реакция при опасности облегчала хватание за ветви деревьев. Ч.Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ эволюционируют так же, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвёл Э.Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха» (Клапаред Э. Чувства и эмоции. – 1928). Действительно, каждый замечал, что один и тот же проступок, совершённый в ситуации, когда об этом кто-то знает или когда об этом никто никогда не узнает, вызывает разные переживания (7, стр.27-79, 328-345; 6, стр.52; 5, стр.445).

Теория Джеймса – Ланге.

Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи известного американского психолога У.Джеймса «Что такое эмоция?». У.Джеймс (1842 – 1910) и независимо от него Г.Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций связано с изменениями, происходящими как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере, не подчиняющейся сознанию (в сердечной, сосудистой, секреторной деятельности). То, что мы ощущаем при этих изменениях, и есть эмоциональные переживания. По Джеймсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеёмся». Если попытаться объяснить наши переживания с позиций этой теории, то окажется, что мы говорим неправильно. Так, вместо того, чтобы сказать: «Я увидел большую собаку, испугался и побежал», надо говорить, поменяв последовательность событий: «Я увидел большую собаку, побежал и испугался».

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Влияние аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.
Учение Аристотеля о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов вплоть до 17 века являлось основой для тех, кто изучал проблемы души, и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики. Многие дос ...

Варианты развития.
По данным Е.Е. и Г.Г.Кравцовых, примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова кшколе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство. Психологическа ...

Способности. Проблемы их диагностики и развития.
Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям, навыкам. Способности, которые проявляются ...