Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация.

Материалы о психологии » Мотивация поведения военных » Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация.

Страница 1

Для глубокого и всестороннего анализа мотивационно-смысловой сферы любой деятельности, в том числе и воинской, необходимо, прежде всего, уточнить суть и содержание базовых понятий. Под деятельностью понимается специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [58,151]. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, что свидетельствует о ее осознанности (включая и мотивационную составляющую). Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей.

Существуют многообразные классификации форм деятельности: материальная (практическая) и духовная (теоретическая), производственная, социальная и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на:

· репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами);

· продуктивную, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств

Важное место в иерархии разновидностей деятельности занимает воинская деятельность, что обусловлено ее особой социальной значимостью. То есть в рамках сферы общественно - политической деятельности правомерно выделяется такой ее специфический вид, как воинская и боевая деятельность. Иными словами рассматривается особый процесс труда Вооруженных Сил в мирное (воинская деятельность) и военное время (боевая деятельность).

Воинская деятельность - сложное социальное явление. Как часть общест­венной жизни, она представляет собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. [58,244] Содер­жание и формы воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются. В процессе исторического анализа ее проявлений выделяют военный опыт про­шлого и современную воинскую деятельность. Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, бое­вого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управ­ленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подго­товки военных кадров, военно-научной деятельности и др. Формы воинской деятель­ности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.

Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа после­довательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и планиро­вание предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и про­должение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата.

На всех этапах практическая воинская деятельность неразрывно связана с теоретической. Поэтому еще одно представление о воинской деятельности можно отразить как единство двух ее сторон - субъективной и объективной. Субъек­тивная сторона - это человек (субъект) с его мотивами, знаниями и навыками, а также осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности. Объ­ективная сторона представляет собой совокупность объектов, которые включа­ются человеком в определенные взаимодействия и выступают в качестве предме­тов, средств и продуктов воинской деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Сущность воспитания
Воспитание, особенно в государственной службе имеет дело с развитием вполне определенных личностных качеств человека, обусловленных требованиями предприятия или организации, в которых он работает, нацелено на формирование личности, котор ...

Коммуникативная компетентность
Выбор путей и средств совершенствования компетентности в общении во многом определяется пониманием природы. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в то же время характеристики, историче ...

Сознание как высшая форма психики
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые предста ...