Взгляды Морено.

Морено был склонен видеть оздоравливающий эффект в непосредственной и обязательной связи с психокатарсисом. В то же время Морено уже более широко, с социально-психологических позиций трактует необходимость психодраматических акций с целью воздействия на личность человека. Он дифференцирует и разграничивает термины «принятие роли» и ее «разыгрывание». В первом случае имеет место процесс приспособления к роли и усвоения очерченных в ней образцов поведения, во втором – процесс более или менее адекватного выражения индивидуальных свойств общественным экспектациям.

Применительно к задачам психотерапии Морено понимает под ролью процесс решающего создания структуры всего человеческого поведения, определяемого влиянием «малых групп».

Роль выражает нереализованные потенции личности, отражая определенную структуру отношений с другими лицами. Это и служит основой для «присвоения» чьей-то роли, составляющей образец для подражания и способствующей росту самосознания и поведенческих форм деятельности.

Отсюда Морено выводит формулу неправильных поведенческих форм реагирования. Включая и психотическое поведение как результат разрегулирования правильных форм взаимоотношений между людьми, определяющихся мерой спонтаничности и «творческости» (креативности).

Каждый человек обладает творческими потенциями. Его нераскрытые резервы направляются на неразумные (иррациональные) пути, проявляющиеся симптомами психической болезни. Ирреальная креативность присутствует в клинике неврозов и пограничных психических состояний, полное извращение ее встречается уже при глубоких душевных заболеваниях, а игровое поведение способствует отрегулированию спонтаничности и отреагированию иррациональной креативности, направляемой на разумные формы созидательности и «творческости». Печальной проблемой психологии человеческой личности является не фрейдовсткое подсознание («оно»), а изоляция и отрыв человека от «творческости», означающие болезнь или смерть личности.

В отличие от Фрейда, Морено считал, что основные черты характера человека не являются раз и навсегда заданными, хотя структурные основы личности имеют и биологические компоненты, формирующиеся еще в раннем опыте детства.

Морено большее внимание сосредоточивает на прошлом индивидуума. Принимая человека в настоящем, учитываются его непосредственные личностные и социально-культурные ориентации и проекции как в прошлое, так и в будущее. Помимо свободных словесных ассоциаций, психодрама сопровождается и поведенческой свободой жестомимического контура личности.

Несмотря на теоретическую невнятность психодрамы, Морено внес определенный вклад в ее практическую разработку. От психоаналитической методики «лечебный театр» отличается «психосинтетической» направленностью, способной дать конструктивные результаты в решении некоторых сложных проблем личности. Она основана на вере в человека и его творческие возможности.

Психодрама, социоанализ и социометрия получили развитие в некоторых разновидностях групповой психотерапии. Это так называемая гипнодрама, лекарственно-направляемая психодрама, социометрическая терапия, групповая музыкальная и ритмическая терапия. По новой социально-утопической теории Морено, называемой социометрией, классовые противоречия можно разрешить не социально-экономическими реформациями, а сглаживанием конфликтов за счет средств психической терапии.

Похожие статьи:

Предмет, методы и структура юридической психологии
Юридическая психология занимает особое место в системе подготовки юриста. Она позволяет ему получить знания и умения,позволяющие более глубоко понять психологические причины законопослушного и отклоняющегося поведения, формирования правов ...

Принципы и методы обучения
В процессе обучения проявляется действие целого ряда педагогических законов. Например: социальной обусловленности процесса обучения, единства преподавания и учения, единства обучения и развития личности. Проявление каждого из законов пред ...

Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика Эриксона..
В современной психологии есть исследовательская позиция индивидуального развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э.Эриксона, она представлена в периодизации жизненного цикла человека. ...