Развитие психологических знаний в эпоху феадолизма.

История психологии » Развитие психологических знаний в эпоху феадолизма.

Страница 1

Древнегреческая цивилизация в силу нараставшей со­циально-экономической деградации общества разруша­лась Постепенно утрачивалась большая часть достиг­нутых знаний. Жестокие удары по распадавшейся ан­тичной культуре наносила христианская церковь, со­здававшая атмосферу воинственной нетерпимости ко всему “языческому”. В IV в был уничтожен научный центр в Александрии В начале VI в. император Юсти­ниан закрыл просуществовавшую около тысячи лет Афинскую школу—последний очажок античной фило­софии. Христианство, став господствующей идеологией феодального общества, культивировало ненависть ко всякому знанию, основанному на опыте и разуме, вну­шало веру в непогрешимость церковных догматов и греховность самостоятельного, отличного от предписан­ного священными книгами понимания устройства и предназначения человеческой души. Естественнонауч­ное исследование природы приостановилось. Его сме­нили религиозные спекуляции.

Переориентация философского мышления в направ­лении сближения с позитивным знанием о природе со­вершалась в этот период в недрах другой культуры - арабоязычной, расцвет которой пришелся на

VIII— XII вв.

После объединения в VII в. арабских племен воз­никло государство, имевшее своим идеологическим оп­лотом новую религию - ислам. Под эгидой этой рели­гии началось завоевательное движение арабов, завер­шившееся образованием Халифата, на территориях ко­торого жили народы с древними культурными тради­циями

Государственным языком Халифата стал арабский, хотя культура этого огромного государства восприняла достижения многих населявших его народов, а также эллинов, народов Индии В культурные центры Хали­фата прибывали караваны верблюдов, навьюченных книгами чуть ли не на всех известных тогда языках

В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забыты достижения европейской и александрийской науки,. на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь Сочинения Платона и Аристотеля, других античных мыслителей переводились на арабский язык, переписывались и распространялись по всей огромной арабской державе.

Именно это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицинской Появившиеся во множестве астрономы, математики, химики,. географы, ботаники, врачи создавали мощный культур но научный слой, из которого выделились крупнейшие умы Они обогатили достижения своих древних пред­шественников и создали предпосылки для последующе­го подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе и психологической Среди них следует вы­делить прежде всего среднеазиатского ученого Ибн-Сину (XI в) (в латинской транскрипции - Авиценну).

С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес представляет его

медицинская психология.

В ней важное место отводилось учению о роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма Созданный Ибн-Синой “Канон медицинской науки” обеспечил ему “самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков”

Ибн-Сина был также одним из первых исследовате­лей в области возрастной психологии Он изучал связь между физическим развитием организма и его психоло­гическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине, воздействие психического на устойчивую структуру организма Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в ре­зультате воздействия на него окружающих людей, вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые фор­мируют его натуру.

Физиологическая психология Ибн-Сины включала, таким образом, предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей Идея взаимосвязи психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность (при аффектах, психических травмах, деятельности воображения) глубоко влиять на них - разрабаты­валась Ибн-Синой на основе его обширного медицинского опыта.

Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь на­блюдениями, он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Архаизм и инфантилизм сновидения.
Скрытые мысли - это ни что иное, как известные нам сознательные мысли нашей жизни в состоянии бодрствования. Происходит возврат к тем состояниям нашего интеллектуального развития, которые мы давно преодолели, к образному языку, символичес ...

Тревожность – как нарушение эмоциональной сферы подростка.
ШКОЛА РЕБЕНОК ВНУТРЕННИЙ (эмоциональная КОНФЛИКТ психотравмирующая сфера) ситуация дом дом агрессия аутизм улица семья тревожность страхи схема №1. Возникновение эмоционального конфликта. Подростковым принято считать период ...

Система уроков по теме
Классно-урочная система обучения в современной школе отличается большим разнообразием типов и видов уроков. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных уроков, применения кото ...