Психология и трудовое воспитание

Труд и развитие личности » Психология и трудовое воспитание

Страница 1

Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогическиеколлективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке.

В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания,формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сферепедагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организациютрудового и производственного труда школьника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить еговоспитательную ценность. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Назовемнекоторые из них.

Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического “ядра” в трудовой подготовке школьников. Такое “ядро”, какпоказали исследования Т. В. Кудрявцева, Э. А. Ферапоновой и других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умениевыполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей идругих качеств личности, важных для профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлениемчеловека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.

Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связаноформирование отношения к труду, как главной ценности.

Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания трудовой деятельности профессионалов и составлениюна этой основе профессиограмм.

Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими целями для объяснения механизмов эффективности тех или иныхспособов обучения и воспитания для предсказания результатов их применения. В качестве такого механизма могут выступать мотив, потребность, интерес,самооценка.

Многие психологические знания используются в целях объединения психологически сходных трудовых целей и способов действия, а такжеспособов обучения и воспитания.

Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации исамовоспитания. Личность - результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность,способности, характер и другие личностные свойства.

Познакомимся с тем, как психологи исследуют психологическое содержание трудового воспитания, в частности, формированиевсесторонне развитой личности средствами труда. По каким показателям судит психолог об изменениях, происходящих в облике личности под влиянием труда?Прежде всего по действиям и поступкам человека, по изменению производительности его труда, по отношению к труду, к своему коллективу, по сдвигам в егопотребностях, интересах, самооценке и притязаниях

Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляются в продуктах его деятельности. Как школьникреагирует на неудачи и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.

Наиболее распространенными методами исследования психологических проблем трудового воспитания являются наблюдения, эксперимент,опрос, тесты. С помощью наблюдений изучаются важные в любом виде труда черты характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и ряд других.Используется оно также для исследования взаимоотношений в детском коллективе.

Богатым источником психологических знаний является эксперимент. Однако его использование связано большими трудностями. во-первых, изменения в личностипроисходят постепенно, а исследователь не всегда располагает временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а многих факторов,действующих в условиях трудового воспитания.

В результате проведенного эксперимента было установлено, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интересдетей к труду. Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этогосравнения человеку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или начинает беспокоиться.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Содержание экологического процесса форми­рования экологического сознания личности
В сфере форми­рования экологических представлений содержание экологического обра­зования базируется на следующих основных положениях: а) сложность системы внутренних взаимосвязей в природе, б) энергетический обмен между техносферой и биос ...

Общие понятия о характере
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малои ...

Асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности
В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга /3/. Различие между левым и правым полушария­ми можно выявить, не прибегая к хирургическому вмешательству – рассечению комиссур, связывающих оба полушария. Для эт ...