Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников

Труд и развитие личности » Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников

Страница 1

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций,целей и психологического содержания детского труда.

Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детскийтруд организовывается прежде всего с воспитательными целями.

Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать.Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду- это значит сформировать у него психологическуюготовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любымвидом производительного труда.

Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой ипроизводительный труд, техническое творчество.

Как показывают наблюдения выпускники учебных заведений практически и психологически не готовык участию в производственному труду. С целью лучшей адаптации школьников на производстве необходимо восстанавливать и развивать систему У.П.К., причем,непосредственно на производстве. Главное, чтобы чтобы труд учащихся был непосредственно связан с производством. Школьники должны выполнять посильныезаказы производства.

Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценныхмотивов деятельности.

Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяемее как учебно-трудовую. В старших классах этот вид деятельности должен являться ведущей. С этой целью в старших классах программой предусмотренопрофессиональное трудовое обучение. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации напроизводстве.

Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание.

Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности- важнейшая цель обученияи воспитания.

В статье “ Психологическая наука и дело воспитания” С. Л. Рубинштейн писал : “Педагогический процесс, как деятельность учителя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а неподменяет ее”. Формирование личности происходит, главным образом, в процессе собственной деятельности, его собственных поступков.

Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности,стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы рольсамовоспитания в формировании была как можно большей.

Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст, когда у детей своего рода “расположенность к самовоспитанию”. В этомвозрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов : “Кем быть?”, “Куда пойти ?” и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готовизменять себя, готов к самовоспитанию.

Одним из видов самовоспитания является профессиональное самовоспитание. Это стремление юношей и девушек кусовершенствованию своей пригодности к той или иной профессии.

Как показали исследования психологов, представление у школьников о будущей профессии очень смутное: слабыпредставления о трудностях, социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватное оценка своего соответствия требованиямпрофессии. В этом учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.

Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которыхрассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своихвозможностей, о роли и способах самовоспитания.

Роль и место педагога в трудовом воспитании

школьников.

Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.

Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должнаучитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое.

Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабыестороны своих учеников, организовывать деятельность и многое другое.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация.
Для глубокого и всестороннего анализа мотивационно-смысловой сферы любой деятельности, в том числе и воинской, необходимо, прежде всего, уточнить суть и содержание базовых понятий. Под деятельностью понимается специфическая человеческая ф ...

Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности. Именно в этот период с ...

Визуальныеканалы коммуникации
Как бы там ни было на самом деле, действительно, размышлять на эту тему очень трудно. И, темне менее, есть в невербальном общении коммуникативные феномены, которые мы можем “потрогать руками”. Я говорю о зрительном контакте, как внешнемпр ...