Хроническаянеуспешность и тотальный регресс

Материалы о психологии » Психологический синдром » Хроническаянеуспешность и тотальный регресс

Страница 1

Психологический синдром хронической неуспешности

складывается в конце дошкольногоили в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых идостижениями ребенка. Основная особенность психологического профиля - резко повышенная тревожность, приводящая к дезорганизации действий и низкойрезультативности как основным особенностям деятельности ребенка. Реакция социального окружения - постоянная негативная оценка, поддерживающаявысокую тревогу. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью - это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.

Так складывается порочный круг: тревожность, нарушая деятельность ребенка, ведет кнеуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорватьэтот круг, поэтому неуспешность и становится "хронической". Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровеньтревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные иэкзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышениимотивации снижаются достижения.

Итак, основой для вывода о том, что у ребенка имеется хроническая неуспешность, служитсочетание следующих данных: - Жалобы на низкие достижения ребенка. - Высокий уровень тревоги. Это центральное собственно психологическое звенохронической неуспешности. - Нормальная социализированность, высокая конформность. При их отсутствиинегативная оценка окружающих не ведет к заметному повышению тревоги.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода кдействительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Как правило, признаки депрессии появляются к концу начальной школы. В подростковомвозрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности.Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома - тотального регресса

. Среди особенностей психологического профиляцентральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как свзрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение "отворачивается" от подростка, что углубляет депрессию и усиливаетпредставление о своей никчемности.

Тотальный регресс - один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового июношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название).

Вывод о том, что у подростка имеется тотальный регресс, может быть сделан при сочетанииследующих показателей: - Жалобы на пассивность подростка, утрату прежних увлечений и интересов,отсутствие контактов с взрослыми и сверстниками. - Депрессивный фон настроения, сниженная самооценка, пессимистическиепредставления о своем будущем. - Склонность окружающих оценивать состояние подростка как данность, неподдающуюся изменению, т.е. принятие ими его собственной оценки.

Уходот деятельности и психологическая инкапсуляция

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Этические стандарты психолога.
В соответствии с вышеперечисленными принципами работы практического психолога были приняты этические стандарты психолога, которые используются во всем мире. 1.Общие принципы 1.1. Деятельность психолога направлена к достижению таких гума ...

Выводы
Периодом возникновения сознательного “я”, как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и ранний юношеский возраст. В период ранней юности (14,5-17 лет) в рамках становления нового уровня сам ...

Функциональная организация работы мозга
Исходная позиция рассмотрения вопроса состоит в следующем. Поскольку психические процессы человека являются сложными функциональными образованиями и не локализованы в определенных участках мозга, а осуществляются при участии сложных компл ...