Первые преднамеренные звуки.

Страница 1

Поскольку у ребенка существует ярко выраженный интерес к голосам людей, не удивительно, что его собственные осмысленные звуки, как правило, возникают при общении с другими людьми: когда взрослые держат его на руках или играют с ним. Кое-какие звуки, имеющие отношения к плачу, ребенок издает уже после рождения, однако довольное "гуканье" после кормления или попискивание перед тем, как заплакать, не являются преднамеренно издаваемыми звуками — они лишь характеризуют состояние организма.Примерно к полутора месяцам ребенок начинает реагировать, если вы улыбнетесь ему и заговорите с ним: он улыбнется, начнет сучить руками и ногами, будет в довольном настроении. К двухмесячному возрасту он добавит к улыбке некоторые звуки "от себя" и время от времени будет издавать мелодичный "щебет". Недели через две-три ребенок отделяет улыбку от "разговора". Теперь он улыбается вам в ответ на вашу улыбку. Когда же вы заговариваете с ним, он "отвечает" вам. Те младенцы, с которыми родители много разговаривают, "словоохотливы". Те, за кем ухаживают молча, на кого вообще обращают мало внимания, гораздо меньше любят "поговорить". Конечно, младенцы "разговаривают" не только тогда, когда вы обращаетесь к ним. Они нередко издают звуки, пока лежат одни в кроватке или в коляске. Однако чем больше слов слышит и воспринимает младенец при общении со взрослыми (причем слов, обращенных непосредственно к нему), тем больше он 6удет "практиковаться", когда предоставлен сам себе.Звуки, издаваемые в таком раннем детстве, отнюдь нельзя назвать речью в том смысле, что ребенок хочет выразить нечто определенное, однако они постольку выполняют функции "речи", поскольку ребенок намерен вступить в контакт с окружающими. Он использует свой голос как способ взаимодействия с родителями. Допустим, вы что-то сказали ребенку, он "ответил" вам, но потом замолчал, словно ожидая вашей реакции. Если вы "отвечаете" ему, он ждет, пока вы не кончите говорить, и снова издает некоторые звуки. Его стремление "поговорить" проявляется только как реакция на ваш голос. При наличии других звуков ничего подобного не происходит. Малыши, любящие "поговорить" (неважно — с другими людьми или с самим собой), как правило, ведут себя в одиночестве более спокойно, чем менее "разговорчивые". Вот еще одна причина, отчего дети, которым взрослые уделяют много внимания, более расслаблены и довольны своим существованием, не столь требовательны по сравнению с младенцами, чьи родители из боязни избаловать их мало общаются с ними.Лепет.

От четырех месяцев до полугода ребенок обычно издает настоящий поток звуков, который называется лепетом. Ребенок достиг возраста, когда все в его жизни стимулирует дальнейшее развитие. Он со вкусом и удовольствием сучит ногами и руками, играет руками, замахивается на подвешенные или лежащие около него предметы, приходит в полный восторг, когда ему удается достать до них; он радуется всему и взахлеб комментирует все. Он будет по-прежнему "отвечать" вам, если вы заговорите с ним, но теперь он редко лежит молча, когда предоставлен сам себе.С трех до четырех месяцев ребенок больше всего издает открытые звуки. Он тянет "а-а-а" и "о-о-о". Часто говорят, что ребенок "гулит", и это очень точное определение: действительно похоже на "гуление" голубей.К гласным раньше остальных добавляются согласные "п", "б" и "м". Благодаря этому "гуление" превращается в сочетания, которые очень похожи на слова. Чаще всего замечают слог "ма-а-а". Обычно матери думают, что ребенок пытается позвать их. А некоторые папы начинают волноваться, почему это ребенок не говорит "па-а-а". На самом деле эти звуки не имеют никакого отношения к попыткам назвать или обозначить родителей. Ребенок говорит "ма-а-а", поскольку звук "м" он осваивает, как правило, раньше, чем "п".Взрослея, ребенок обязательно издает звуки все большей и большей фонетической сложности. Наблюдая за реакцией ребенка на внешние слуховые раздражители, можно достаточно рано определить, утрачен у него слух или нет. Если он никогда не поворачивает голову, чтобы посмотреть, откуда раздается ваш голос, если он не вздрагивает, когда вы роняете кастрюлю, нужно обязательно обратиться к врачу — как бы много ни "разговаривал" ребенок.Слух и слушание.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Измененные состояния сознания.
Попытки научного осмысления необычных психических способностей и состояний сознания предпренимались со времен Месмера. Однако до недавнего времени "экстравертированное сознание", состояние "нормального" бодрствования р ...

Герменевтическая феноменология Мартина Хайдеггера.
Основной вопрос всей философии Хайдеггера – есть вопрос о смысле бытия. Причем в первую очередь это вопрос “экспликации бытийного смысла жизни как того самого предмета, каковой есть мы сами”. ( Хайдеггер, 1993 б, с.74) Способ проработки ...

Свойства и виды эмоций
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжи­тельности влияния на деятельность. В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как от­носится чел ...