Теория поэтапного формирования умственных действий

Материалы о психологии » Характер. Типология характера по Фромму » Теория поэтапного формирования умственных действий

Страница 1

Наиболее полно и теоретически обоснованно преимущества управления, программирования в образовательном процессе представлены в направлении обучения, основанном на психологической теории формирования умственных действий'. П. Я. Гальперин, поставив задачу "приоткрытая тайны возникновения психического процесса", т. е. того, как может материальное, предметное преобразоваться в идеальное, психическое, разработал целостную схему этого преобразования. Совместно с Н. Ф. Талызиной эта теория была реализована на практике в процессе обучения. Исходными теоретическими постулатами послужили следующие положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым:

— всякое внутреннее психическое есть превращенное, интериоризированное внешнее, сначала психическая функция выступает как интерпсихологическая, затем как интрапсихологическая (Л. С. Выготский);

— психика (познание) и деятельность суть единство, а не тождество (С. Л. Рубинштейн): психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим (образом, мыслью, планом);

— психическая внутренняя деятельность имеет такую же структуру, что и внешняя, предметная (А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина);

— психическое развитие имеет социальную природу. "Развитие человеческих индивидов пошло не путем развертывания внутреннего наследственно заложенного видовым опытом, а путем усвоения внешнего общественного опыта, закрепленного в средствах производства, в языке (А. Н. Леонтьев)";

— деятельностная природа психического, образа "позволяет рассматривать в качестве его единицы действие". " .Отсюда следует, что и управлять формированием образов молено только через посредство тех действий, с помощью которых они формируются ".

П. Я, Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: а) описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; б) создать условия для формирования этих свойств; в) разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. П. Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа "ориентировочной", вторая — исполнительная. П. Я. Гальперин придавал особую роль ориентировочной части, считая ее и "управляющей инстанцией", позднее он назовет ее "штурманской картой". В результате проведенных П. Я.Гальпериным и его учениками исследований было установлено, что:

" .а. Вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий. Формирование действий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того лее процесса. Более того, схемы действий и схемы предметов могут в значительной мере замещать друг друга в том смысле, что известные свойства предмета начинают обозначать определенные способы действия, а за каждым звеном действия предполагаются определенные свойства его предмета.

б. Умственный план составляет только один из идеальных, планов. Другим является план восприятия. Возможно, что третьим самостоятельным планом деятельности отдельного человека является план речи. Во всяком случае, умственный план образуется только на основе речевой формы действия.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Особенности отдельных видов опущений
Зрительные ощущения - ощущения цвета и света (перепадов яркости). Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор - сетчатку глаза. Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от гр ...

Из истории исследования проблем одаренности.
Группа молодых ученых – Дж. Гилфорд, П. Торренс , Ф .Баррон , К. Тейлор и др. - осуществила ряд крупных исследований , которые очертили новые границы в психологии творческой одаренности и способствовали объединению теоретических исследова ...

Dasein как свет Бытия.
Аналогия со светом играет важнейшую роль в концепции Босса. Сам феномен мира как таковой означает «высвечиваться», выходить на свет из темноты («сокрытости» у Хайдеггера). Босс понимает Dasein как «высвечивающее», выводящее вещи «на свет» ...