Условия и предпосылки психического развития.

Материалы о психологии » Психология » Условия и предпосылки психического развития.

Страница 1

Возрастная психология, как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза.

В современной психологии существует проблема соотношения биологического и социального.

Бихевиористские и социоонхезиористские направления ведущим условием считают социально развитие. Фрейд считал, что ведущим является биологический фактор. Необихезнористы полагали, что развитии человека главным фактором выступает не сексуальное, а биологическое развитие. Во 2-о половине 19 века и начале 20-го веха Геккелем был выдвинут биогенетический закон, согласно котором онтогенез - краткое повторение филогенеза.

Холл находил в поведении человека многочисленные атовизмы: инстинкты, страхи. Следы о древней эпохи - боязнь отдельных предметов, частей тела.

Фрейд

по-своему понимал силу биологических посылок. Он разделил самосознание на три сферы «ОНО», «Я», «Сверх - Я». «ОНО»- вместилище врожденных и вытесненных побуждений, заряженны:

психической энергией и требующих выхода. «ОНО» руководится врожденным принципом удовольствия «Я» - сфера осознанного, «Сверх-Я» - социального контроля, выраженная в совести человека. «ОНО» являясь врожденным даром, оказывает мощное влияние на две другие сферы.

Стенли

Холл. Штерн. Бюллер называли стадии, через которые должен пройти ребенок в процессе своего онтогенетического развития.

Холл: собирательная, охотничья, цивилизация - они проявляются в игре. Стремление к игр) является врожденным.

Штерн:

ребенок з своем развитии проходит все стадии развития, которые прошло человечество живой организм: б месяцев - млекопитающие; до 1 года - стадия обезьяны; до 2-х лет - элементарньк человеческие познания; до 5-ти лет - психика первобытного народа; первые школьные годы - анпгчные \ ветхозаветные мира.

Бюллер:

инстинкт, дрессура, интеллект. Созревание мозга не зависит от среды и влияния взрослых.

Ребенок может развиваться только в обществе, в социально-организованной среде, в которой выделяются роль посредника взрослого и внутренняя активность самого ребенка. Они и являются условиямиразвития.

При:н:1х:1 Зчо--:ог:1'-1^^с:<:I:: л;:е_:.-:о^^ ::;\-: прямая походка, строение мозга, выделение првой руки, выделение большого пальца, строение гортани. Генетические предпосылки: генетический фон, строение клеток, содержание хромосом, наличие того или иного типа темперамента (это врожденное).

Между предпосылками и условиями психического развития находится внутренняя активность ребенка. Ребенок, как и всякий живой организм, наделен физической активностью (если нет патологии). Для ее

развития необходимыми условиями являются: благоприятная социальная среда и наличие посредника взрослого. В условиях депривации физическая активность ребенка может угаснуть. Например: детский дом, где большое количество взрослых не направлены на ребенка, что не способствует формированию чувства доверия, отсутствие положительных эмоций.

Человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Чтобы стать человеком необходимо определенное строение мозга, определенные условия жизни, воспитания.

Леви-Брюль

(исследовал мышление): ВПФ происходит от НПФ. Социальное развитие определяет особенности психической функции. Развитие ВПФ обусловлено социально-исторической природой человека.

Выготский:

Развитие ВПФ - одна из важнейших сторон культурного развития поведения. Употребление орудий дало возможность человеку, оторвавшись от биологических развивающих форм, перейти на уровень высших форм поведения. У человека две линии развития: естественная (натуральная) и культурная (культурно-историческая). Их совмещение приводит к социо-биологическому развитию ребенка, т.к. органическое развитие совершается в культурной среде, то оно превращается в исторически обусловленный биологический процесс. Культурное развитие совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, т.к. носителем его является растущий, созревающий организм ребенка.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Психоанализ ХХ века
Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологомЗигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 год ...

Ведущие функции обучения, его структура.
Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления о нем и позволяет сделат ...

Онтопсихология
Написать введение в науку совершенно новую непросто, особенно учитывая, что опыт познания неизведанного на основе ужеизвестного сформирован многовековыми культурными традициями нашей цивилизации. Примером такого подхода к познанию может ...