Теория кризисов психического развития

Материалы о психологии » Психология » Теория кризисов психического развития

Страница 1

Психическое разу.п-яс детей происходит не равномерно, о нем наблюдаются псоиоды относительно медленных, постепенных юменений н периоды более резких, скачкообразных изменений, которые называют коизнса.ми развития.

Кризисы связаны с отмиранием, исчезновением старых и появлением новых психических черт. Они возникаю у всех детей приблизительно в одном и том же возрасте, и позволяют делить развитие на несколько возрастных этапов.

Переходу' ребенка с одного этапа на другой предшествует появление неудовлетворенности ребенка и стремление изменить, место, которое он занимает. Наступает .момент, когда возросшие возможности ребенка ("знания, умения, психические качества) вступают в противоречие со старыми видами деятельности и взаимоотношениями с окружающими людьми, это противоречие и выражается в виде кризиса: старое уже не устраивает, а новое егпе не сложилось.

Выготский.

Его возрастная периодизация:

• Новорожденный (0-2 мес.) - комплекс оживления

• Младенчество (2мес. - 1 год)

• Ранний возраст (I год – З года)

• Дошкольный возраст (З года – 6 лет)

• Младший школьный возраст (6 -10 лет)

• Подростковый возраст (11-15лет)

• Ранняя юность (16-1 Злет)

На каждом этапе существует периоды кризиса

Леонтьев:

(кризисы 3,7.подростковый возраст, юношеский)

Кризис не является неизбежным спутником психического развития. Неизбежны переломы. Кризис - свойство не совершившегося своевременно перелома. Его может не быть. если психическое развитие складывается не стихийно, а является управляемым процессом.

Эльконин: периоды стадии детского

»азвития

Раннее детство

Детство

Отрочество

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный

Мл. школьный

Подростковый

Ранняя юность

Кризис доворождеяности

Кризис 1 года

3 года

7лет

11-12 лет

15 лет

Эльконин: периоды стадии детского развития

Закон периодичности в развитии по новому объясняет содержание кризисов. Так 3 года и 11 лет -кризисы отношений в результате чего возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет - кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вешей.

1. Кризис нсвсрожзенносгя

- промежуточный период между

внутриутробным я знеутросясм образом жкзнгг. Ребенок беспомощен, нет формы поведения. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Новообразование - комплекс оживления - эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками; первый акт обшения является психологическим критерием конца кризиса новорожденности. На стадии младенчества ведущий тип деятельности- эмоциональное обшение ребенка с матерью. Предмет - другой человек, деятельность - суть обшения (Ляспяа, Эльконяк)

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Формирование характера в подростковом возрасте
Подростковый возраст- это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет, (что соответственно приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-7 классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организм ...

Список черт
При исследовании личности, Кэттел пытался создать как можно более широкую исходную базу для дальнейших исследований. Приняв гипотезу о том, что в обыденном языке достаточно точно отражаются все аспекты личности, он взял за основу Олпорта ...

Развитие отдельных волевых свойств
Важное место в формировании воли дошкольников уделяется также развитию таких качеств, как произвольность, самосознание, а также мотивационная деятельность. Рассмотрим подробнее эти явления. Развитие произвольности Считается, что все пр ...