Принципы, методы и структура современной психологии

Материалы о психологии » Современная психология и правоохранительная практика » Принципы, методы и структура современной психологии

Страница 1

Психология в своем объяснении психической жизни исходит из ряда принципов:

  • единства сознания личности и деятельности /сознание и деятельность индивида непротивоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание представляет собой внутренний план деятельности, ее программу. В связи с этимпринципом рассматривают два взаимосвязанных процесса - интериоризацию и экстериоризацию. Интериоризация представляет собой присвоение опыта,приобретение знаний, умений, навыков, новых личностных качеств. Экстериоризация, наоборот, характеризует внешнее развертывание деятельности, еедействия и поступки на основе приобретенных психических образований/;
  • развития психики, сознания в деятельности (психическиеявления могут быть правильно и адекватно объяснены, если они рассматриваются как продукт и результат деятельности человека);
  • генетического (или исторического) подхода к пониманиюпсихического (сущность) генетического принципа состоит в том, что изучаемые психические явления рассматриваются в динамике, как процессы, и психологстремится восстановить все моменты развития психики индивида, изучить все психологические факты в их конкретной истории. Этот принцип образовал метод"продольного" изучения личности ребенка ("лонгитюдный метод");
  • детерминизма (этот принцип исходит из того, что психика определяется также образом жизни человека и изменяется вместе сизменениями образа жизни);
  • системности (все психические явления взаимосвязаны ивзаимообусловленны, поэтому их изучение должно проводиться с позиции взаимодействия и взаимного влияния друг на друга).

К числу основных методов психологии относят:

  • методы психодиагностики личности и группы людей;
  • методы психокоррекции и восстановления работоспособности человека;
  • методы психологического консультирования;
  • методы психогигиены и психопрофилактики;
  • методы психологической экспертизы.

Ни один из указанных методов не приведет к успеху, если отсутствует психологическая информация об индивиде или группе. Поэтомупервой и основной задачей часто является психодиагностическое обследование личности. Методы изучения психических явлений можно разделить следующимобразом:

а) метод прямого наблюдения собственной психической жизни /самонаблюдение, интроспекция/ и психики других людей,отражающейся в их поведении, деятельности и творчестве, в том числе использование результатов наблюдения экспертов и соответствующих экспертныхоценок;

б) метод управляемого наблюдения, к которому относят, во-первых, естественный эксперимент, то есть наблюдение за человеком всвязи с воздействием на него определенных раздражителей в естественных (полевых) условиях, (например, выполнение профессионального задания) и,во-вторых, лабораторный эксперимент, заключающийся в исследовании психических явлений в лаборатории с использованием специальных приборов и приспособлений;

в) психодиагностические методы - тесты, к которым обычно относят личностные тестовые опросники (Айзенка, Кэтелла, Шмишека,Леонгарда, Личко и др.), проективные методы (Роршаха, Розенцвейга и др.), методы определения способностей (тесты умственной одаренности Айзенка, матрицыРавена и др.), социометрические опросы и тесты приемлемости для исследования группы людей (Морено, Богардус, Фидлер, Лири и др.).

Структура современной психологии включает разнообразные отрасли психологических знаний. Важное общеметодологическоезначение для всех других отраслей психологии имеют общая и социальная психология. Общая психология изучает основные закономерности возникновения ифункционирования психических явлений в деятельности и поведении человека. Социальная психология исследует механизмы и закономерности человеческогообщения, взаимодействия и взаимоотношений в группах людей, а также комплексные групповые явления (социально-психологический климат, групповые ценности инормы, групповое мнение и др.). Предметом возрастной психологии является изучение психологических фактов, механизмов и закономерностей, связанных свозрастным развитием человека и генезисом различных психических функций в связи с обучением, воспитанием и приобретением социального опыта.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Общее понятие о психике
Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а ...

Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М.
Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и са ...

Два типа мышления – инженерный и экологический
Многие годы система образования была направлена на одновариантный тип мышления: технологическое развитие, технократическое сознание человека; формальная рациональность; целью образования был специалист, выполняющий технократический заказ ...