Психологическая структура личности.

Материалы о психологии » Лекция по психологии » Психологическая структура личности.

Страница 4

Являются ли способности врожденными? Поскольку они являются определенными характеристиками психической деятельностью человека, а не его организма, то естественно, они не могут быть врожденными и передаваться по наследству. Способности возникают только в определённых условиях социальной деятельности и вне её не могут возникнуть и проявиться. Однако, в основе формирования способностей лежат вполне определённые биологические особенности человеческого организма, называемые задатками – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органы чувств и движения, которые вступают как природные предпосылки развития способностей. Разовьются ли задатки в способности и в какие конкретно способности – это зависит от

1. от того будет ли вовлечен человек в деятельность, соответствующие этим задаткам, т.е. где могут проявляться эти задатки,

2. в какой конкретный способ деятельности будет вовлечен человек

3. какую методику обучения определенному виду деятельности применяют обучающие ( ибо неправильная методика не только не способствует, но не препятствует их проявлению и развитию).

Передаются ли эти способностью по наследству? Как показывает опыт, иногда да, но чаще нет и причина этого еще не раскрыты.

Исследования физиологической основы способностей и задатков установили, что последние не связаны с весом мозга или количеством извилин, и что определенные способности не локализуются в определенных участках мозга (как считал Галль, составивший свои френологические карты).

Психологию всегда интересовал вопрос количественного измерения способностей. Ещё в начале нашего века западные социологи и психологи разработали соответствующую методику измерения количества интеллекта (Кеттел, Термен, Спирмен, Айзенк).

Суть методики в том, что испытуемому предъявляется набор тестов, задач, которые оценены в баллах. Ограничивается время проведения тестирования. По сумме заработанных баллов вычисляется коэффициент IQ по формуле:

Умственный возраст

IQ= Фактический возраст * 100

Умственный возраст устанавливается в соответствии с количеством набранных баллов, соотнесенным с определенным возрастом.

Пороком этого теста является то, что фактически он устанавливает не способности, те динамику приобретения знаний, навыков и умений, а уже имеющиеся у личности знания, навыки и умения, которые и используются испытуемым при решении тестов и задач. Количественное измерение должно быть основано на методике именно изучающей динамику формирования знаний, навыков, умений. Одной из таких методик является метод определения зоны ближайшего развития Л. Выготского. Суть его в том, что тестовые задания предъявляются испытуемому дважды. Сначала он пытается решить их сам, а второй раз с помощью педагога. Затем сопоставляются результаты первого и второго испытания и их динамика и есть показатель уровня способностей.

Характер –совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Характер – целостное образование, сложное и неделимое сочетание всех психических качеств личности (волевых, чувств, и интеллекта). В отличие от направленности, определяющее цели и общее направление деятельности личности, характер определяет способ деятельности, как определённая программа поведения, обеспечивающая типичные реакции в типичных условиях.

Среди системы качеств, составляющих характер доминирующие и второстепенные черты. Последние могут гармонировать с первыми или нет. В первом случае мы видим цельный характер, во втором – противоречивый. Черты характера принято систематизировать по четырём группам:

1. отношение к другим людям,

2. отношение к себе,

3. отношение к делу,

4. отношение к вещам.

Характер выступает как психологический каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно связанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в разных видах деятельности. Характер является не врождённым, а социально приобретенным качествам. Основные факторы, формирующие его: общественный строй(действующий через отношения в малых группах), характер деятельности личности, её содержание, успешность и перспективы, темперамент, воспитание, самовоспитание, направленность личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Проблемы инженерного образования
У нас в стране инженерное образование приобрело гигантский размах. Достаточно сказать, что в 1985 году ежегодный выпуск молодых инженеров в Советском Союзе более чем в четверо превышал выпуск инженеров в США, а общая численность дипломиро ...

Поведенческий подход к лидерству.
Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составитьклассификацию стилей руководства. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления -это привычная манера поведения руководителя по о ...

Организационное поведение.
Организационное поведение – это такое поведение человека в организации, в результате которого устанавливается, обеспечиваются или исполняются определённые организационные связи. Организационное поведение может проявляться в двух формах: ...