Эволюция типов сознания

Материалы о психологии » Эволюция типов сознания

Страница 1

Исследование эволюции сознания имеет специальный характер, и мы рассматриваем вопрос лишь втой мере, в какой это необходимо для понимания динамики образов науки, что является основным предметом наших исследований.

1.1. С биологической точки зрения вид Homo Sapiens существенно не изменился с техпор, как стал использовать орудия труда. Но в его сознании произошли радикальные перемены. Сменилось несколько типов мировосприятия, каждый изкоторых имел свои границы прогрессивного развития и далее становился неэффективным. Определение границ позволит различать морально устаревшие иперспективные подходы. Самое сложное - выявить их не для событий, канувших в Лету, а для современности. Это крайне актуально в конце ХХ века. Мы переживаемсмену типов сознания, поэтому рефлексивная работа, направленная на ее осмысление, очень важна.

1.2. Традиционно выделяется три типа сознания - мифологический /архаический/,религиозный до индустриального общества и урбанистический или рациональный индустриального общества. Эволюция сознания изучена недостаточно хорошо, но этитипы определяются однозначно /17, 57, 68, 83/.

Много модификаций принципиальной типологии. Например, Р. Кэртис выделяет пять типовсознания: сознание 1 - низший тип. Сформировался вместе с возникновением речи. Основан на мифах и предрассудках; сознание 2 - сформировалось с возникновениемписьменности. Основано на логико-философском восприятии мира; сознание 3 - сформировалось вместе с возникновением печати. Соответствует сменехолистического логико-философского восприятия научно-технократическим подходом; сознание 4 - сформировалось как следствие развития электроники иинформационного взрыва современности; сознание 5 - высший тип. Основано на использовании компьютеров. Для него характерно неизмеримое расширениевозможностей общества. Его становление решит социальные проблемы современности /70, с. 76 - 77/.

Останавливаться на подробном описании каждого типа нет необходимости. Этому посвящена обширнаялитература. Укажем лишь некоторые работы по мифологическому /16, 23, 50, 80, 152, 172/ и религиозному /9, 10, 36, 37, 134/ типам сознания.

1.3. Сознание строго исторично. Смена типов обусловлена изменениями в общественнойжизни. Это глобальные революции мировосприятия. В них проявляется большая инерционность, что видно и в инерции волн развития /по Тоффлеру/ /196, 197/. Кмоменту появления нового образа в относительно законченной форме и завоевания им доминирующего места появляется новая волна. Такая ситуация имела место состановлением индустриального /урбанистического/ типа сознания. Его начало - в эпохе Возрождения, победа - в ХХ веке. Несколько десятилетий спустя послепобеды начала развиваться альтернативная волна - вероятностная.

2.1. Описывая развитие сознания, как правило, не ставят вопрос о его дальнейшемпринципиальном изменении. Не говорится, что достигнута абсолютная вершина, но и конкретного анализа дальнейших изменений нет. Возникает мысль, что с последнимпо времени типом сознания ситуация благополучная и он вполне удовлетворяет современным запросам. Отсутствие нацеленности на определение перспектив -серьезный недостаток.

Нет оснований считать, что сознание прошло все стадии развития. Происходит новыйкачественный скачок, связанный с вероятностным типом сознания. Это закономерный шаг эволюции, адекватная реакция на изменения, происходящие в ХХ веке.Переломные моменты несут новое восприятие действительности. Сейчас один из таких моментов.

2.2. Происходит сдвиг к человеку вероятностному. Это глобальная революция. Становление нового типа сознания - естественный процесс. Наивно думать, чтопринципы, заложенные в эпоху Возрождения, будут вечно удовлетворять общество. Они порождены урбанистической, индустриальной революцией. Изменившаяся ситуациявызывает объективную необходимость новых принципов. Переход необходим для выживания. Традиционноеурбанистическое сознание не может далее рассматриватьсякак эффективная форма, позволяющая идти по пути прогресса.

Становление вероятностного типа сознания - фундаментальное изменение. Его сложно заметить вузкой области науки при исследовании отдельных аспектов. Для осмысления нужно выйти на соответствующий уровень обобщения, чтобы за частными случаями увидетьпроцесс.

2.3. Понятие вероятностного сознания - идеализация, равно как и понятия остальныхтипов. Отличие лишь в том, что к одним мы привыкли и воспринимаем их как нечто естественное, а вероятностный тип выглядит экстравагантной новинкой.

Вероятностное сознание не обязательно во всем должно отличаться от индустриально-рационального. Есть преемственность. Происходят изменения рядасущественных параметров, но в целом оно базируется на рациональном сознании, воспринимает многие его черты.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Формирование и развитие характера
Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни и воспитания. Интегрирование свойств подчинено определенным закономерностям. Доминирующее в направленности личности как бы определяет ...

Что же такое психология обращения с больным
Психология обращения с больными ­– это не только наполнение психологическим содержанием всех видов деятельности, связанных с работой по уходу за больными. Работа сестры не может быть сведена только к этому. В работе с больными имеет значе ...

Теория поэтапного формирования умственных действий
Наиболее полно и теоретически обоснованно преимущества управления, программирования в образовательном процессе представлены в направлении обучения, основанном на психологической теории формирования умственных действий'. П. Я. Гальперин, п ...