Возрастная психология

Материалы о психологии » Возрастная психология

Страница 1

Старший школьный возраст, так называемая ранняя юность, охватывает развитие детей с 15 до 17 лет, что соответствует возрастной категории учеников 10-11 классов общеобразовательной школы.

Старший школьный возраст – период становления человека как гражданина, в этот период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств.

1. Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения или поступка человека. Учение – один из основных видов деятельности человека и ведущий вид деятельности у школьников.

2. Учение – целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике.

Положительное отношение к учению, его высокая общественная мотивация – совершенно необходимые условия полноценного усвоения учебного материала. Исследования показали, что наиболее существенную роль здесь играют следующие факторы:

- Идейно-научная содержательность учебного материала,

- Понимание учащимися практической ценности, значимости получаемых знаний, осознание их полезности для практической деятельности,

2. Эмоциональный характер изложения нового материала учителем и усвоения его учащимися. Учение должно и обязано давать учащимся радость и удовлетворение от самого сознания, что они узнают новое, интересное, полезное. Радость познания рождает саму потребность в знаниях.

3. Организация познавательной поисковой деятельности учащихся, дающей им возможность переживать радость самостоятельных открытий.

4. Вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы, которые освобождали бы их от пустой безрезультатной траты времени, излишних усилий, малопроизводительной работы.

Внимание учащихся – обязательное и необходимое условие для успешной учебной работы. Основные средства возбуждения внимания учащихся – динамическое ведение занятий с применением разнообразных приемов организации активности учащихся, четкое и ясное изложение материала. Необходимо переключение внимания учащихся с одного вида деятельности на другой, устранение отвлекающих раздражителей, кроме этого, постепенное формирование способности противостоять им, бороться с отвлекающими факторами (рабочий шум в классе, шумы в коридоре или на улице, наличие в учебном классе новых предметов, экспонатов, присутствие новых людей). В противном случае, если учащийся не способен к переключению внимания, он преобразуется в изнеженное существо со стойкой привычкой работать только в абсолютной тишине.

Другая форма выражения положительных мотивов учения – наличие учебных материалов. Учебные интересы, как правило, очень избирательны. Учебный интерес зависит от того, насколько понятно ученику значение излагаемого преподавателем материала, насколько понятно ему значение этого материала, насколько материал связан с внеучебными интересами. При этом огромное значение имеют также методы изложения этого материала, насколько они активны и разнообразны. Интерес может быть косвенным, опосредованным, когда он определяется не просто заинтересованностью, а глубоким осознанием значения предмета или материала, жизненной важности тех или иных сведений.

Познавательные процессы и умственные способности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Приемы формирования у работника органа правопорядка установки на выживание
Установка на выживание - это готовность и предрасположенность работника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащитыдеятельности. Такая установка включает в себя три элемента: познавательный (например, & ...

Основные формы протекания эмоцl
Эмоциональные состояния регулируют х ...

Виды чувств
Чувства в отличие от эмоций характериз& ...