Возрастная психология

Материалы о психологии » Возрастная психология

Страница 4

Юность особенно важна для становления мировоззрения, потому как в это время созревают его когнитивные и личностные причины и предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний. Но громадным увеличением и расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим принципам. Естественно, конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у старшеклассников далеко неодинаковы. Тем не менее, сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношеской склонности к философствованию.

Юношеское отношение к миру имеет в большей мере ярко выраженную личностную окраску. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, элемента социальной общности (класса, слоя, социогруппы) и выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Критериями нравственной воспитанности могут служить степень сформированности нравственных потребностей, привычек и моральных чувств. Моральный облик скрывается в поступках, а также в общей направленности личности, которая может быть коллективистической, деловой или личной (при последней доминирующей составляющей индивидуума станет эгоистический, престижный мотив).

Формирование научности мировоззрения, глубины убежденности будет зависеть от активности самого подростка, его самостоятельности в приобретении знаний и уровня его интеллектуального развития.

Психологические особенности выбора профессии.

Интерес к профессии чаще всего большей частью порождается знакомыми и товарищами. В меньшей степени сказывается влияние школы и семьи. Степень решимости заняться выбранной, а не какой – то другой профессией старшеклассники оценивают по-разному. Может быть оценка «только этой профессией и буду заниматься», может быть и «не знаю, как получится».

Как правило, предпочитают профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На второе место ставится возможность делать что-то своими руками, творческий характер труда. Третье место отводится условиям труда и подвижности работы, возможность получать новые впечатления.

Высоко котируются электрорадиотехнические специальности. Наименее же популярны у старшеклассников медицина, педагогика, биология, химия и еще ряд дисциплин. Сдвиг интересов к техническим профессиям – усиленная профориентационная работа, а современная «непрестижность» интеллектуальных дисциплин.

Старшеклассники более всего информированы об обслуживающем и бытовом труде. Это объясняется тем, что все мы повседневно имеем дело со сферой быта – это магазины, парикмахерские, даже уборка пришкольной территории. Школа же в данном случае – то типичное учреждение, где преобладает интеллектуальный труд, что и знакомит ребенка больше с интеллектуальным трудом, а окружающая нас работа гражданского, бытового, промышленного направлений дает школьнику пищу для размышлений.

Следует отметить, что многие старшеклассники еще не видят разницы между такими понятиями как профессия, специальность, квалификация, должность. К числу профессий школьник может отнести и академика и лаборанта. Иногда профессией называют должность руководящего работника – начальник, председатель, министр.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста
Целью данного этапа экспериментального исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста и установление причин. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: 1. Провести психодиагностиче ...

Типы конфликтов и их характеристика.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные». К «горизонтальным» относятся такие конфликты, в которых незадействованы лица, находящие-ся в подчинении друг другу. К «вертикальным» конфликтам от-нося ...

Психиатр открывает Индию.
Этот аспект биографии Медарда Босса далеко не так известен, как его встречи с Фрейдом и Хайдеггером, тем не менее, сам Босс говорил о том, что опыт, который он приобрел в Индии, общаясь в одном из ашрамов со Свами Говиндой Каулом, сопоста ...