Диагностика готовности к школе.

Материалы о психологии » Задачи психодиагностики » Диагностика готовности к школе.

Понятие "готовности к школе" закрепилось в нашей возрастной и педагогической психологии сравнотельно недавно. Это обусловлено появлением сразу нескольких вариантов вступления дошкольников в школьную жизнь - с шести или семи лет, по трёх- или четырёхлетней программе обучения в младшей школе, а также относительная свобода школ в выборе программ обучения в начальной школе, равно как и в отборе детей. Это и сделало актуальной задачей разработки некоторых критериев, по которым для каждого ребёнка персонально должен был решаться вопрос, брать его в школу или нет, и если брать то по какой программе обучать. Для обозначения этого круга проблем и было введено общее понятие "готовности к школе".

Разработка проблемы в педагогике и психологии.

С самого начала в решеннии вопросов готовности к школе существовало два направления, внутри которых были представлены также весьма разнообразные , а иногда и противоположные точки зрения. Первый подход можно назвать педагогическим. Сторонники этого подхода как при первом появлении этой проблемы, так и до настоящего времени определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: читать, считать, писать, рассказывать стихи. Такой подход представляется непродуктивным по крайней мере по двум причинам: во-первых, он направлен исключительно на решение одной задачи, а именно отбора детей, что не даёт никакой информации о том, по какой из программ начальной школы обучать их в дальнейшем. Во-вторых, констатируя уровень освоения конкретных учебных навыков, такой подход оставляет за скобками весь спектр вопросов, связанных с актуальным и потенциальным психическим развитием ребёнка, его соответствием психологическому возрасту, возможным отставанием или опережением. В связи с этим педагогический подход не имеет прогностической валидности: не позволяет прогнозировать качество, темп и особенности усвоения знаний конкретным ребёнком в младших классах.

Понимание всех этих ограничений заставило педагогов в скором времени обратиться за помощью психологов в решении проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Таким образом, сформировался другой подход к решению проблемы готовности детей к школе, который можно назвать -психологическим.

Психологический подход к проблеме готовности никак нельзя назвать однородным или универсальным. Тем не менее при большом разнообразии конкретных средств, тестов, методов и процедур, используемых психологами

Похожие статьи:

Онтогенез поведения и психики.
Онтогенез включает период развития организма с момента дробления оплодотворенной яйцеклетки и до смерти. До сих пор не выяснены закономерности онтогенеза, присущие всем животным. Во-первых, у всех животныхочень различается продолжительно ...

Несколько слов об истории этикета
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времени позднего средневековья эти правила именуются этикетом. Этикет (в пер. с франц. – ярлык, этикетка) – ...

Формы «Я»
В своей интерпретация удачной формы «Я»Дюркхайм близок Хайдеггеру[29]: «Удачным следовало бы считать лишь ту форму «Я», в которой человек находит свое счастье и свободу как слуга и очевидец Бытия… Удачное «Я» не является противоречием для ...