Я-концепция и самооценка

Страница 1

Часть личности человека, которая им осознается, называется Я-концепцию можно определить как сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя, то есть мысли и мнения о себе. Я-концепцию можно также назвать “самопредполагаемой, гипотетической идентичностью” (Wayment and Zettin, 1989). Эриксон (1968) называет Я-концепцию “идентичностью это” индивида, или согласованным самовосприятием индивидом своей личности.

Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек — это отдельный, отделенный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве.

При формировании Я-концепции происходит развитие представлений о себе. Я-концепция — это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, то есть как он сам определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. Можно сказать, что Я-концепция — это система установок по отношению к самому себе. Это идентичность эго или личная идентичность индивида, которая является совокупностью его самоопределений или образов Я (Chassin and Young, 1981).

Я-концепцию часто описывают как глобальное понятие, то есть — общее отношение человека к самому себе. Но ее можно также рассматривать как совокупность множества Я-концепций, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли (Griffin. Chassin. and Young, 1981). Таким образом, человек может оценивать себя в качестве сына или дочери, учащегося, спортсмена, друга и так далее. Концепции различных аспектов личности могут отличаться друг от друга, что помогает объяснить разницу в поведении индивида в разных ролях. Формирование адекватной Я-концепции очень важно. У каждого человека существует шесть различных Я: реальное Я человека; собственное Я в представлении самого человека; его Я в представлении других людей; представления человека о том, что о нем думают другие; представления человека о том, каким ему хотелось бы стать, и о том, каким его хотели бы видеть другие.

Я-концепция может моделировать реальность с разной степенью адекватности и постоянно изменяется, особенно в детстве. Много лет назад Гордон Олпорт (Gordon W. Allport) подчеркивал, что индивидуальность — это скорее не конечный результат, а непосредственно происходящий процесс: она обладает некоторыми стабильными чертами, но в то же время постоянно претерпевает изменения (Allport, 1950). Олпорт ввел термин проприум, которому дал следующее определение: “все аспекты личности, которые способствуют ее внутреннему единству”. Это своевременно развившееся Я, или эго, составляющее ядро личной идентичности.

Рут Стренг (Ruth Strang) выделила четыре основных аспекта Я. Во-первых, существует общая, основная Я-концепция, то есть представление подростка о собственной личности и “восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире (Strang, 1957, р. 68)”.

Во-вторых, существуют индивидуальные временные или переходные Я-концепции, которые зависят от настроения, ситуации, от прошлых или текущих переживаний. Недавно полученная на экзамене плохая оценка может создать у подростка временное ощущение собственной глупости; критическое замечание родителей может спровоцировать снижение на какой-то срок самооценки.

В-третьих, существует социальное Я подростка: его представления о том, что о нем думают другие люди. Эти представления в свою очередь влияют на мысли юного человека о себе. Если у него создается впечатление, что другие считают его глупым или неприемлемым в обществе, то он склонен думать о себе так же негативно. Представление о том, как его воспринимают другие, окрашивает и взгляды подростка на самого себя (Street. 1988). Взаимоотношения с другими людьми, близкие отношения, участие в каких-либо группах, сотрудничество и соперничество влияют на формирование идентичности. Она развивается в процессе социальных взаимодействий, включающих в себя как преемственность и единство Я, так и идентификацию с объектами, находящимися за пределами Я. Вильям Кэрайл писал: “Покажите мне вашего друга, и я пойму, каков ваш идеал и каким человеком вы хотели бы стать” {William Caryle.1970).

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Психологическая мысль в XVII в.
XVII век стал эпохой коренных изменений в социаль­ной жизни Западной Европы, веком научной револю­ции и торжества нового мировоззрения. Его предве­стником был итальянский ученый Галилео Галилей (1564 - 1642), учивший, что природа есть сис ...

Системный подход к совершенствованию структуры обучения
Для того, чтобы охарактеризовать структуру процесса обучения используем известное положение К. Маркса о том, что любая деятельность имеет цель, средства и результат. Целью процесса является повышение квалификации обучаемых. Как вид деятел ...

Движущие силы процесса обучения.
Движущие силы и стимулы внутренне присущи процессу обучения как общему явлению, удовлетворяющему потребности детей, имеющему для них глубокий личностный смысл. Ребенок не может с одинаковым интересом относится ко всем изучаемым в школе п ...