Реализация личностью психологического жизненного потенциала и есть ее судьба. Она определяется именно этим потенциалом, всеми ее психическими качествами. С другой стороны, судьба зависит от социальных условий глобальных и локальных. Рассмотрим оба эти судьбоформирующих фактора. Психологическая структура личности, ее потенциал оказывает общее детерминационное влияние на поведение и судьбу. Но среди психических качеств ряд специальных, судьбоопределяющих. К ним относятся в частности: 1. Психологический рост. 2. Жизненный стиль, 3. Фокус контроля, 4. Жизненный сценарий, 5. Жизненные позиции, 6. Доминирующий инстинкт,
Рассмотрим их по порядку. Психологический рост, жизненный стиль и комплекс неполноценности, как негативную альтернативу психологическому росту исследовал Адлер. Развитие человека характеризует стремление к совершенству, суть которого в желании максимально эффективным способом адаптироваться к окружающему социальному миру. Адлер назвал его “целью превосходства”. Оно рождается из чувства неполноценности, которое свойственно каждому человеку, особенно в детстве. Умеренное чувство неполноценности стимулирует развитие личности но оно моет быть как позитивной так и негативной. Если цель превосходства включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, то оно реализуется в личностном росте – движение от центрированности к себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Если же цель превосходства носит негативный характер, то она выражается в стремлении достичь превосходства за счёт господства над другими (жажда власти и агрессии). Источником ее является слишком сильное чувство неполноценности, превратившееся в “комплекс”. Комплекс неполноценности формируется в детстве. Три ведущих фактора его формирования: 1. Органическая неполноценность ребенка, 2. Избалованные дети, 3. Отверженные, нелюбимые, лишние дети, у которых нарушается гармоническое воздействие с обществом. Комплекс неполноценности выражается прежде всего в социальной дезадаптации, уклонения от преодоления реальных жизненных трудностей, который может иметь две разные формы, но одинаковые по результату мотивировки: а) (убеждение себя и других в своей никчемности, несостоятельности связанное с состоянием хронической пассивности , вялости, униженности. б) убеждения себя и других в своем превосходстве над мелочами жизни, которые недостойны внимания. Итак, чувство неполноценности, возникающее в детстве ( в зависимости от своей силы) определяет характер проявления цели превосходства – либо психологический рост, либо развивающийся комплекс неполноценности.
На судьбу личности влияет и такая характеристика как ее жизненный стиль – уникальный способ, выработанный личностью для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Центральное место в стиле жизни занимает схема апперцепции (представление о себе и мире, определяющее избирательную организацию и интерпретацию личного опыта) и паттерны (образцы поведения) по отношению к миру. Каждый человек сам творит свой стиль жизни, являясь одновременно и художником и картиной, избирательно организуя и интерпретируя свой опыт. Адлер выделяет два принципиальных типа стиля жизни: 1. Кооперативный, предполагающий сотрудничество личности с людьми, с обществом, стремление внести свой взгляд в общее дело, 2. Невротический, характеризующийся неспособностью личности к сотрудничеству с обществом, с людьми, эгоистической ориентацией поведения, одиночеством, замкнутостью в себя.
Похожие статьи:
Проблемы коммуникации
И в процессе работы, и в личной жизни мы постоянно общаемся, или, говоря языком психологии, вступаем в межличностные коммуникации. Коммуникации – это средство обоюдного воздействия людей друг на друга. Коммуникация возникает тогда, когда ...
Честь и достоинство
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не д ...
Мотивационная структура личности
Анализ сложной мотивационной структуры личности привел Фрейда к трехкомпонентной модели ее устройства. Фрейд воспринимал личность как триединство. Он считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного (“сверх-Я” или “супер-эго”), п ...
Разделы